PRO ТАНЕЦ

  • PRO ТАНЕЦ

  • О журнале

  • Статьи по рубрикам

  • Архив номеров

  • Контакты

  • Сотрудничество

  • Blog

  •  

    © 2016 PRO Танец.

    Все права защищены.

     

     

    • PRO ТАНЕЦ

    • О журнале

    • Статьи по рубрикам

    • Архив номеров

    • Контакты

    • Сотрудничество

    • Blog

    •  

      American Ballet Theatre

      Benois de la Danse

      Context. Diana Vishneva

      Dance Open

      Gauthier Dance

      Kremlin Gala

      LA Dance Project

      Lyon Opera Ballet

      Martha Graham Dance Company

      NDT

      National Ballet of Canada

      Opéra National de Paris

      Sona Hovsepyan Dance Company

      Staatsballett Berlin

      Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой

      Академия русского балета им. А.Я. Вагановой

      Арабеск

      Большой театр

      ГИТИС

      Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева

      Дягилев P.S.

      Дягилевский фестиваль

      Екатеринбургский театр оперы и балета

      Золотая Маска

      Интеллбалет

      КЦ ЗИЛ

      Китайский национальный балет

      Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

      Кремлёвский балет

      МГАХ

      Мариинский театр

      Международный фестиваль балета в Чебоксарах

      Михайловский театр

      Московский академический музыкальный театр

      Пермский театр оперы и балета

      Полина Виноградова

      Провинциальные танцы

      Фестиваль балета Dance Open

      ЦЕХ

      Чеховский фестиваль

      авторская статья

      авторская статья

      авторы

      александр максов

      анастасия смирнова

      андрей галкин

      анна воробьева

      анна лампасова

      артистическая

      балетые путешествия

      вера давтян

      вероника кулагина

      выставка

      гала-концерт

      дебюты

      екатерина поллак

      елена омеличкина

      елена юшкова

      елизавета митина

      журнал "pro танец"

      журнал "pro танец"

      золотая маска

      интервью

      ирина пушкина

      ирина сироткина

      компания 7273

      конкурс

      марина медведева

      мария глазырина

      мария дудина

      марта меле

      наталия зозулина

      наталия курюмова

      наталья злобина

      наталья плуталовская

      наталья смирнова-вербье

      нелли когут

      новости балета

      ольга кирпиченкова

      ольга луговская

      ольга макарова

      ольга розанова

      ольга труль

      ольга шкарпеткина

      память

      партнеры

      премия

      премьера

      светлана аввакум

      сергей лалетин

      сергей фишер

      слово главного редактора

      современная хореография

      танец в кино

      танец в фотографии и изобразительном искусстве

      творческий вечер

      театр "балет москва"

      театр "Балет Москва"

      фестиваль

      фестиваль "Мариинский"

      фестиваль Dance Open

      фестиваль DanceInversion

      фестиваль «Context»

      юбилей

      Please reload

      Поиск по тегам

      Ярослав Сех: «Учите с добром»

      30.11.2020

      Шостакович, война, балет

      20.11.2020

      «Жизель – это моя мама». Акрам Хан специально для журнала PRO Танец

      09.11.2020

      Самарский эксклюзив

      26.10.2020

      Павел Глухов: “Чтобы случай произошел, ты должен быть готов к нему”

      26.10.2020

      Воронежский нуар

      10.03.2020

      Руслан Скворцов: «Классический балет – это наша история, наш фундамент»

      04.02.2020

      «Теперь ты у нас будешь палочкой-выручалочкой». Игорь Цвирко о профессии и о себе

      17.01.2020

      Паломничество к «Жизели»

      28.11.2019

      Золотой час «Медузы»

      21.05.2019

      Please reload

      Последние статьи
      Новости

      Ярослав Сех: «Учите с добром»

      30.11.2020

      |

      Ольга Шкарпеткина

      На днях пришла скорбная весть – скончался заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, премьер балета Большого театра, педагог, профессор РАТИ-ГИТИС Ярослав Данилович Сех. В историю балета он вошел как танцовщик невероятного дарования, самородок, особо запомнившийся исполнением главной партии в балете Л. Лавровского «Паганини» на музыку С. Рахманинова. Мы вспоминаем Мастера, ученики которого сейчас преподают и создают постановки по всему миру, ведь он почти полвека жизни отдал педагогической профессии.

       

      В сентябре 2007 года я приступила к преподаванию на кафедре хореографии балетмейстерского факультета РАТИ-ГИТИС. Лет мне было двадцать пять от роду, внешне я мало чем отличалась от студентов, которые пока даже не догадывались, что это их новый педагог: я была самая молодая в преподавательском составе. Аналогично мало кто из педагогов первое время догадывался, что девочка, сидящая в самом укромном углу балетного зала на заседаниях кафедры, имеет отношение к педагогической профессии. А я с ужасом «несла повинность» присутствовать на собраниях среди всех этих легендарных артистов балета, обреченно тащила откуда-нибудь стул, чтобы незаметно сесть где-нибудь у входа и благополучно там стушеваться. Но мое «окопное заточение» однажды было прервано Ярославом Даниловичем Сехом. Он неожиданно подсел ко мне, вежливо поздоровался и с искренним интересом спросил в лоб: «А Вы кто?». Я представилась, рассказала, что теперь преподаю у студентов его курса общую педагогику. «А, хорошо, - рассмеялся Ярослав Данилович. – А то смотрю, сидит такая таинственная Мата Хари…». С тех пор мы очень тепло здоровались и с удовольствием общались между лекциями. Как-то я хитро сказала Ярославу Даниловичу, что знаю одно его крылатое выражение. Его поведала мне мой педагог Татьяна Петровна Тимофеева, которая в свое время училась здесь, в ГИТИСе, и всегда очень радостно вспоминает Ярослава Даниловича. «Танечка, маленькая такая! Помню-помню! И что же я сказал?» Когда ученики начинали «мудровать» с комбинацией и сочинять разные навороты в ней, они спрашивали педагога: «Ярослав Данилович, а так можно сделать?». Мастер спокойно отвечал: «Можно. И так тоже можно. Но вот нужно ли?».  
      Я помню его как человека, от которого всегда исходила невероятно успокаивающая позитивная энергия. Неторопливый, в неизменно элегантно-небрежно накинутом на плечи пиджаке, интересующийся, открытый, с чувством юмора, очень тактичный, по-рыцарски внимательный, он был педагогом от Бога, полностью вкладываясь в своих ребят. И щедро делился своими «рецептами» педагогического мастерства:     
      «Что должен уметь педагог? Знать хорошо методику дисциплины - и еще он должен вообще очень многое знать, видеть, слышать. Педагог должен представлять собой интерес для обучающегося, нести в себе культуру, должен уметь объяснить словами, не просто показать. Можно сказать, что именно на таком уровне обучают студентов на нашей кафедре, - объяснял Ярослав Данилович. - Окончив хореографическое училище, проработав три-пять лет в театре, получив практику, снова вернуться к учебному станку, начать все сначала - такой путь создания педагога мне кажется очень правильным. Он многоступенчатый – и полезный. Это не те педагоги-«практики», которые после сцены сразу идут преподавать. Обязательно нужно вновь возвращаться к азам». 
      Его путь в балетную профессию был удивительным для нашего времени – и неудивительным для советской эпохи. Парень из простой семьи, сельский житель, работяга стал солистом Большого театра, ярким танцовщиком, глубоким актером. Ярослав Сех родился в селе Гонятичи Ширенного района Львовской области. Отец его был сапожником, семья жила в большой бедности. Вспыхнула война, и Сехам довелось изведать всю тяжесть фашистской оккупации. После окончания войны, когда фашисты были изгнаны из Львова, юный Ярослав поступил в железнодорожное училище, решив стать слесарем по ремонту паровозов. В училище был организован ансамбль песни и пляски. Через два года Ярослав Сех уже приобрел известность в городе как танцор-самородок. Он побывал на смотре художественной самодеятельности в Киеве и Москве, был отмечен, премирован. Это и привело подростка в балетную студию Львовского театра оперы и балета.  В 1946 г., в возрасте 16 лет, он поступает в Львовское хореографическое училище, а спустя два года уже танцует в составе труппы Львовского театра оперы и балета. Имя его все чаще стало появляться на афише. Зрители увидели Сеха в сольных партиях. Казалось, все шло хорошо, но юноша не испытывал внутреннего удовлетворения, ощущал пробелы в своей хореографической подготовке, чувствуя, что ему не хватает настоящей школы. И решил «штурмовать» хореографическое училище Большого театра. 
      В 1949 г. Сех приезжает в Москву и поступает в предвыпускной класс Московского хореографического училища, на курс великого Николая Ивановича Тарасова, разработчика методики преподавания мужского классического танца. По окончании училища в 1951 году юноша был принят в труппу Большого театра. Он быстро освоил репертуар. Через три года он уже танцевал во всех балетах, исполнял также балетные номера в операх. На сцене Большого им созданы харизматичные образы: Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Георгия в «Гаяне», Данилы в «Каменном цветке», Байтемира в «Аселе», маэстро в «Паганини» и многие другие. К числу несомненных завоеваний Ярослава Сеха относится партия Паганини в одноименном балете Леонида Лавровского на музыку С. Рахманинова (1960 г.), которая и создавалась с учетом его внешних и артистических данных. 
      В 1971 году, по завершении танцевальной карьеры, Сех заканчивает балетмейстерский факультет ГИТИСа и остается на кафедре преподавать. Ярослав Данилович любил шутить по поводу своего стиля преподавания: «Я – ужасный консерватор! И считаю, что в этом много полезного. Я всегда хочу от своих учеников большего. Знаете, как у Райкина – «пусть все будет, но пусть чего-то не хватает»! Стараюсь их головы набивать статьями, книгами, привожу примеры из жизни… Вот так «прочитаю им лекцию», «сказки» расскажу, и – работать!.. Как педагог я могу пойти на компромиссы – на человеческие компромиссы, потому что понимаю, что им тяжело совмещать работу в театре, гастроли и учебу».
      Выпускники Сеха и все студенты, осваивавшие стезю педагога-репетитора рядом с профессором, с большой любовью и благодарностью вспоминают своего учителя. Пути ребят после выпуска разные – многие стали великолепными педагогами в училищах и театрах, кто-то продолжил создавать хореографические постановки в качестве балетмейстера, кто-то нашел себя в совершенно иной, небалетной, сфере деятельности. Но все, прошедшие «школу Сеха», выучились самому главному – стали настоящими Человеками. Я приведу воспоминания о Ярославе Даниловиче двух выпускников ГИТИСа. 
      «Педагог, учитель, муаллим, как говорят на Востоке, - все это Ярослав Данилович Сех! - рассказывает Мария Левицкая, балетмейстер ГАБТ им. Алишера Навои (Узбекистан), педагог кафедры хореографии Государственной академии хореографии Узбекистана, лауреат международных конкурсов артистов балета, выпускница балетмейстерского факультета ГИТИС 2015 года (мастерская Н.Л. Семизоровой). - Большое счастье, когда​ выпадает честь соприкоснуться, научиться, впитать все то гениальное, что накоплено большим творческим и педагогическим путем Ярослава Даниловича. Его удивительная приветливость, интеллигентность, творческий совет, педагогический дар, присущая ему любовь к студентам и забота о пути каждого в этой профессии вдохновляли и становились примером для нас, будущих педагогов. Именно Ярослав Данилович определил в моей педагогической судьбе как молодого специалиста, оканчивающего балетмейстерский факультет ГИТИС, направление в научной работе в стенах университета, обозначил принципы дальнейшей работы в национальном театре на постсоветском пространстве, сформировал тематику соединения академического наследия в условиях этих театров, подсказал и посоветовал многое в профессии. Его добрые слова и пожелания остаются тем ориентиром в педагогической работе, слышать и слушать которые всегда было большим счастьем и радостью». 
      «Будучи артистом академического театра «Русский балет», я исполнял партию Тореадора в балете «Дон Кихот», - делится своим удивительным воспоминанием Роман Крупин, выпускник балетмейстерского факультета ГИТИС 2015 года (мастерская Я.Д. Сеха). - Я танцевал все время в одном и том же костюме и однажды обратил внимание, что на моем поясе тореадора было написано «СЕХ Ярослав Данилович». То есть, когда меня еще не было, этот пояс принадлежал ему, он танцевал в этом костюме, танцевал в этом поясе, и я подумал: было бы здорово подарить Ярославу Даниловичу этот пояс, в котором он выступал. Я договорился с театром, чтобы пояс вернулся к своему владельцу. Иду я с этим поясом в ГИТИС в предвкушении, что сейчас преподнесу своему Мастеру пояс, в котором он танцевал, подарю ему эти приятные воспоминания. Я упаковал свой ценный дар в красивую коробку, все сделал красиво, - одним словом, я в предвкушении! «Ярослав Данилович, у меня для Вас подарок. Я думаю, Вам будет приятно вспомнить!». Сех открывает коробку, достает ее содержимое и говорит: «Да, танцевал я в этом поясе долгое время. Но, Роман, это взятка, я не могу принять ее от Вас. Давайте договоримся: как защитите диплом, Вы мне его подарите. Тогда я с еще большим теплом буду вспоминать Ваш подарок». Так оно и произошло: защитив диплом, я действительно выполнил данную договоренность между мной и учителем. Я не сдержался и спросил у Ярослава Даниловича, почему он тогда отказался принять свой пояс и расценил это как взятку. А он ответил: «Мне нужна была твоя мотивация. Хоть ты и не станешь педагогом и это вообще не твое, мне важно было вложить в тебя то, что тебе может пригодиться в жизни, и не только в балетной жизни. Это упорство, благородство и честолюбие, когда ты напрягаешь не только свое тело, но и голову». Он учил не только педагогике - он еще учил жизни».
      В октябре этого года Сех отпраздновал 90-летний юбилей, летом им был набран очередной курс - Ярослав Данилович оставался «у станка» до последнего… «Мы благодарим Вас за каждое слово, за каждую улыбку!» - скорбят об утрате ученики Ярослава Даниловича.
      А он оставил им всем вот такое напутствие – когда-то я записала его слова. Верю, что ребята сберегут в своих сердцах советы Мастера:
       «Я бы очень хотел, чтобы они походили на меня – не копировали, но сохранили в себе доброе, доверительное отношение к людям. Учили учеников с добром, не со злостью, а с умным объяснением. Умели бы вести нормальный, тихий разговор педагога, основанный на внушении. И я им это внушал». 

       

      Tags:

      новости балета

      авторская статья

      ольга шкарпеткина

      Please reload

      Ярослав Сех: «Учите с добром»

      30.11.2020

      Шостакович, война, балет

      20.11.2020

      «Жизель – это моя мама». Акрам Хан специально для журнала PRO Танец

      09.11.2020

      Самарский эксклюзив

      26.10.2020

      Павел Глухов: “Чтобы случай произошел, ты должен быть готов к нему”

      26.10.2020

      Please reload