PRO ТАНЕЦ

  • PRO ТАНЕЦ

  • О журнале

  • Статьи по рубрикам

  • Архив номеров

  • Контакты

  • Сотрудничество

  • Blog

  •  

    © 2016 PRO Танец.

    Все права защищены.

     

     

    • PRO ТАНЕЦ

    • О журнале

    • Статьи по рубрикам

    • Архив номеров

    • Контакты

    • Сотрудничество

    • Blog

    •  

      American Ballet Theatre

      Benois de la Danse

      Context. Diana Vishneva

      Dance Open

      Gauthier Dance

      Kremlin Gala

      LA Dance Project

      Lyon Opera Ballet

      Martha Graham Dance Company

      NDT

      National Ballet of Canada

      Opéra National de Paris

      Sona Hovsepyan Dance Company

      Staatsballett Berlin

      Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой

      Академия русского балета им. А.Я. Вагановой

      Арабеск

      Большой театр

      ГИТИС

      Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева

      Дягилев P.S.

      Дягилевский фестиваль

      Екатеринбургский театр оперы и балета

      Золотая Маска

      Интеллбалет

      КЦ ЗИЛ

      Китайский национальный балет

      Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

      Кремлёвский балет

      МГАХ

      Мариинский театр

      Международный фестиваль балета в Чебоксарах

      Михайловский театр

      Московский академический музыкальный театр

      Пермский театр оперы и балета

      Полина Виноградова

      Провинциальные танцы

      Фестиваль балета Dance Open

      ЦЕХ

      Чеховский фестиваль

      авторская статья

      авторская статья

      авторы

      александр максов

      анастасия смирнова

      андрей галкин

      анна воробьева

      анна лампасова

      артистическая

      балетые путешествия

      вера давтян

      вероника кулагина

      выставка

      гала-концерт

      дебюты

      екатерина поллак

      елена омеличкина

      елена юшкова

      елизавета митина

      журнал "pro танец"

      журнал "pro танец"

      золотая маска

      интервью

      ирина пушкина

      ирина сироткина

      компания 7273

      конкурс

      марина медведева

      мария глазырина

      мария дудина

      марта меле

      наталия зозулина

      наталия курюмова

      наталья злобина

      наталья плуталовская

      наталья смирнова-вербье

      нелли когут

      новости балета

      ольга кирпиченкова

      ольга луговская

      ольга макарова

      ольга розанова

      ольга труль

      ольга шкарпеткина

      память

      партнеры

      премия

      премьера

      светлана аввакум

      сергей лалетин

      сергей фишер

      слово главного редактора

      современная хореография

      танец в кино

      танец в фотографии и изобразительном искусстве

      творческий вечер

      театр "балет москва"

      театр "Балет Москва"

      фестиваль

      фестиваль "Мариинский"

      фестиваль Dance Open

      фестиваль DanceInversion

      фестиваль «Context»

      юбилей

      Please reload

      Поиск по тегам

      Ярослав Сех: «Учите с добром»

      30.11.2020

      Шостакович, война, балет

      20.11.2020

      «Жизель – это моя мама». Акрам Хан специально для журнала PRO Танец

      09.11.2020

      Самарский эксклюзив

      26.10.2020

      Павел Глухов: “Чтобы случай произошел, ты должен быть готов к нему”

      26.10.2020

      Воронежский нуар

      10.03.2020

      Руслан Скворцов: «Классический балет – это наша история, наш фундамент»

      04.02.2020

      «Теперь ты у нас будешь палочкой-выручалочкой». Игорь Цвирко о профессии и о себе

      17.01.2020

      Паломничество к «Жизели»

      28.11.2019

      Золотой час «Медузы»

      21.05.2019

      Please reload

      Последние статьи
      Новости

      Вызов "Золотой Маски"

      22.02.2014

      Особый вызов, challenge любого фестиваля — попытаться определить, чем отличается хороший спектакль от не очень хорошего или вовсе слабого. Это — задача не только жюри, но и зрителя. «Золотая маска» в очередной раз сделала это, показав не только самые разные отечественные танц-спектакли, но и — для сравнения — поставив их в «контекст» мировых. Основная, соревновательная программа «Золотой Маски-2014» хорошо известна: в ней участвуют и Большой, и Мариинский, и Пермь, и Екатеринбург, и Челябинск, и Новосибирск… В «Контекст» же вошли три спектакля, и первым из них был «Atomos» – новая работа модного хореографа Уэйна МакГрегора и его компании Random Dance. Случайно или намеренно, но спектакль этот шел на следующий день после выступления на фестивале пермяков: на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко они дали вечер одноактных балетов. Об этих двух московских премьерах и пойдет речь.

       

      Из «Трёх балетов в манере поздней неоклассики» на Маску номинирован только последний, «The Second Detail» / «Вторая деталь» Уильяма Форсайта на музыку Тома Виллемса. В этот вечер ему предшествовали «Вариации на тему рококо» Алексея Мирошниченко на музыку Чайковского и «Souvenir» Дагласа Ли на музыку Гэвина Брайерса. Оба балета поставлены в 2011 году. Свой 20-минутный опус Алексей Мирошниченко поставил для концерта выпускников Пермского хореографического колледжа. Это – балет-виньетка, hommage Баланчину, на музыку его любимого композитора Петра Ильича Чайковского. «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» — кажется, единственное творение композитора, оставшееся без внимания Мистера Би. Ликвидируя этот пробел, Мирошниченко сделал «пачечный» балет — антикварный, как вензель на серебряной табакерке. Такой балет понравился бы, скажем, поэту Серебряного века Михаилу Кузмину, который и сам занимался театральными стилизациями под «галантную эпоху». Розовые барышни на качелях, кавалеры в широкополых шляпах, парочки в тенистых боскетах... Исполнение мне показалось немного деревянным, но, возможно, такова задумка хореографа — чтобы танцовщики выглядели и двигались как вырезанные из картона силуэты работы Елизаветы Кругликовой, тоже — художницы Серебряного века.

       

      Несмотря на ностальгическое название, балет «Souvenir» / «Воспоминание» Дагласа Ли, хореографа-резидента Штутгартского балета — совсем другой по стилистике. Ли взял музыку современного английского композитора Гэвина Брайерса, младшего друга Джона Кейджа. Брайерс стал первым композитором, к которому после смерти Кейджа обратился Мерс Каннингем — и вместе они создали знаменитый «Biped» / «Двуногое». Опус, который выбрал для постановки Ли, называется «Les Fiançailles» / «Свадьба», хотя по характеру музыки это, скорее, похороны. В основе — ритм медленного марша на две четверти, под который в финале танцовщики уходят, как в преисподнюю, в открывшуюся в заднике щель. В балете упор сделан на сценографию — как мне показалось, в ущерб хореографии. Художница Инес Альда заняла бóльшую часть сцены диагональной стеной, как будто из полированного металла. Видимо, идея состояла в том, чтобы металлическая поверхность отражала танцовщиков. Но — то ли в результате постановки света, то ли из-за выбранного угла — отражений почти не было видно, по крайней мере, с того места, где я сидела. Чтобы добавить зрителю трудностей, сцена освещена контражуром – софит установлен точно по центру задника, а в середине балета с потолка спускается рампа, параллельная стене, и тоже слепит глаза. Не думаю, что сценограф задумала такое освещение как элемент насилия над зрителем, но так оно, к сожалению, получилось. Зажатые стеной, отнявшей у них половину пространства сцены, тонущие в световой завесе, танцовщики почти исчезли из вида. Хореография — да и музыка тоже — оказалась оттеснена другими элементами спектакля. Но те движения, которые удавалось рассмотреть, были интересны своей пластичностью.

       

      И, наконец, Форсайт — безусловный победитель. Первые два балета смотреть интересно; Форсайта — невозможно не смотреть. «The Second Detail», которую взяли для постановки пермяки, — еще один балет на музыку постоянного соавтора Форсайта, голландского композитора, классика минимализма Тома Веллерса. По названию этот балет созвучен более раннему «The Loss of Small Detail» / «Потеря мелкой детали», а по содержанию гораздо оптимистичнее. Собственно, содержания как такового в нем — как и вообще у Форсайта — мало. Ничего сюжетного и личного — только чистое движение, голый ритмический каркас. Лишь под конец появляется женский персонаж, который Форсайт (сам делавший и сценографию, и свет, и костюмы) решил выделить, одев — в отличие от облаченных в трико танцовщиков — в подобие платья и наделив, опять же, подобием эмоций. И, тем не менее, смотришь неотрывно все 22 минуты. И, как губка, насыщаешься энергией и мощью — да такой, которая, когда танец кончился, приподнимает зал со своих мест и заставляет взорваться аплодисментами. Она, эта сила, на глазах у изумленных зрителей превращает мальчиков и девочек в трико в каких-то сверх-людей, переносит их, со зрителями вместе, в иной мир. То есть, делает реально-магическую работу — как это и должно быть в хорошем театре.

       

      Этого, к сожалению, не случилось следующим вечером, на выступлении Random Dance. Уэйн МакГрегор — как говорится, cutting edge, у всех на слуху; он — один из самых востребованных и отмеченных журналистами хореографов. Часть его балетмейстерской репутации — желание экспериментировать с мультимедиа и компьютерными программами. Причем делает он это не только оформляя постановку, но и создавая хореографию. На его репетициях присутствует социальный антрополог и ведется съемка девятью камерами, в результате получившийся цифровой портрет движения визуализируется в виде виртуального танцующего тела, и танцовщики с этим телом особым образом взаимодействуют. «Atomos» — якобы результат этого взаимодействия, атомарная вселенная, состоящая из мельчайших движений и реализованная десятью танцовщиками Random Dance. Кстати, название компании – говорящее: random – случайный, несвязанный, вероятностный, хаотичный. В этом МакГрегор – последователь Мерса Каннингема, который первым начал использовать компьютерную программу в хореографии, придумывая «случайные» для танцовщика движения. И свое отношение к музыке МакГрегор отчасти копирует с Каннингема: тот иногда соединял танец и партитуру уже непосредственно на спектакле — до этого ни он, ни его танцовщики ни разу не слышали той музыки, под которую им придется выступать. МакГрегор не столь радикален: он создает хореографию, уже имея музыку в голове. Звуковой аккомпаненмент к «Atomos» написала группа «A Winged Factory for the Sullen». Удачей, к сожалению, этот опус не назовешь. К моему удивлению, даже когда в музыке были интересные места, МакГрегор, парадоксальным образом, проходил мимо, в хореографии их никак не отметив. Если это – сознательная стратегия, то работает ли она на эффект? Мне показалось, что — нет. Несмотря на сложнейшую атомизированную хореографию МакГрегора, на его резкие, агрессивные, курьезные, оригинальные па, в целом вещь не «выстреливает». Думаю, проблема — в рыхлости композиции и, особенно, темповом однообразии: всё выдержано в довольно быстром, но до унылости ровном темпе, а 65 минут монотонии – это слишком. То, что должно, по словам критика, магическим образом «загипнотизировать» зрителя, убивает интерес, погружает в сон. Повторения магии, какая была у Форсайта, в этот вечер, увы, не получилось. Но — всё познается в сравнении: хорошо, что у «Золотой Маски» есть свой «Контекст».

       

      Ирина Сироткина

      Фото с сайта Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского

      Tags:

      авторская статья

      премьера

      фестиваль

      ирина сироткина

      золотая маска

      Please reload

      Ярослав Сех: «Учите с добром»

      30.11.2020

      Шостакович, война, балет

      20.11.2020

      «Жизель – это моя мама». Акрам Хан специально для журнала PRO Танец

      09.11.2020

      Самарский эксклюзив

      26.10.2020

      Павел Глухов: “Чтобы случай произошел, ты должен быть готов к нему”

      26.10.2020

      Please reload