top of page
Поиск
  • Вероника Кулагина

«Аттила». Рождение спектакля

28 октября 2018 года на сцене Чувашского театра оперы и балета состоялась премьера спектакля «Аттила. Рождение легенды» в постановке Данилы Салимбаева.

Ещё на стадии возникновения идеи хореограф решил привлечь к работе современников – так возникла творческая команда, состоящая из действующих мастеров Чувашской Республики: композитора Андрея Галкина и художника Валентина Фёдорова.

Работа хореографа с композитором (по нынешним временам, явление редко встречающееся) — фактор, говорящий в пользу спектакля. Подкупает намерение создать нечто новое, до сих пор не существовавшее.

Аттила - Дмитрий Поляков. Фото Сергея Михайлова


Тема воина Аттилы, объединившего под своим началом разрозненные племена и образовавшего Империю, возникла не случайно. Чуваши считают его прародителем своего народа, и небезосновательно: чувашский язык – самый древний из существующих тюркских и принадлежит к той же ветви, что и язык гуннов. Их племена населяли берега Волги, что также может свидетельствовать в пользу теории родства. Интересно, что «Волга» на чувашском звучит как «Атăл» (есть в балете Салимбаева и такой персонаж), что созвучно имени Аттила.

Спектакли на национальные темы прочно сохраняются в афише театра: спустя шесть лет после премьеры с успехом идет на чувашской сцене балет «Сарпиге» о прекрасной девушке, победившей злые силы. Замечательно, что театр продолжает говорить с публикой на темы национальной идентичности, прославляя чувашский народ, его историю, корни и традиции.

Партитура, изобилующая сложностями музыкальных размеров и темпов, переносит зрителей в мир варварской архаики. Ему противопоставлены дряхлеющая воинственно-праздная цивилизация римлян и безмятежно-метафорическая среда лирической Атăл - Реки Времени (Анастасия Абрамова), то выносящей на свою поверхность людей, то смывающей любые их следы, но неизменно благосклонной к героям, готовым превратиться в легенду.

Её волны рождают Аттилу (Дмитрий Поляков). Став во главе войска, он отправляется в Рим; здесь царят — полководец Флавий Аэций (Алексей Рюмин) и императрица Галла Плацидия (Анна Серёгина), их танцевальные характеристики напоминают ставшие хрестоматийными хореографические портреты Красса и Эгины из «Спартака» Григоровича.

Галла Плацидия - Анна Серёгина, Флавий Аэций - Алексей Рюмин, Аттила - Дмитрий Поляков.

Фото Сергея Михайлова


Путешествие главного героя в первом акте перерастает в захват Рима во втором.

Символ кровавой мужественности — красное солнце, доминанта космических декораций — восходит над вечным городом, и хоть и перекрыто арками Колизея, все же вырывается вовне, как бы растворяя в себе непременный символ рухнувшей римской власти.

При малочисленности труппы хореограф сумел придать масштабность сцене войны, стремительные появления восьмерки лорарий (метафоры духовного начала Рима), мелькающих в ходе битвы в красных туниках, подобно языкам пламени, добавили зрелищности и динамичности, а синхронно-четкое, эмоционально-динамичное исполнение сложнейших и по хореографии, и по темпу танцев Амазонок украсило спектакль необходимой долей дикости (женщины-воины Аттилы оказались куда воинственнее мужчин).

Технически насыщенный хореографический текст спектакля продемонстрировал растущие возможности труппы, её год от года увеличивающийся потенциал, а предложенные балетмейстером образы —жажду творческих поисков.

Среди исполнителей сольных партий все восторги автора на стороне великолепной Анны Серёгиной (помимо Галлы Плацидии, она в спектакле танцует и Принцессу Ильдику): танцовщица по-настоящему, без всяких скидок на что бы то ни было, вела спектакль. Самые стойкие мужчины не устояли бы перед женской статью и размахом воли её Галлы Плацидии, и ни один человек не остался бы равнодушен к судьбе её плененной Принцессы.

Того, что с избытком было у балерины, увы, не хватило исполнителю центральной роли Дмитрию Полякову. Небезуспешное преодоление технических трудностей на сегодняшний день заслонило собой построение убедительного образа. Однако фактура танцовщика и прорывающийся время от времени темперамент позволяют надеяться, что баланс между исполнением партии и её наполнением будет найден.

Галла Плацидия - Анна Серёгина. Фото Сергея Михайлова

Сцена из балета «Аттила. Рождение легенды» в постановке Данилы Салимбаева.

Фото Сергея Михайлова

Принцесса Ильдика - Анна Серёгина. Фото Сергея Михайлова

Финал балета «Аттила. Рождение легенды» в постановке Данилы Салимбаева. Аттила - Дмитрий Поляков, Принцесса Ильдика - Анна Серёгина, Атăл - Река Времени - Анастасия Абрамова.

Фото Сергея Михайлова

225 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page