top of page
Поиск
  • Вероника Кулагина

Две Академии

Пока руководство Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой недальновидно прятало от глаз профессиональных критиков свои выпускные концерты, вычеркивая из списка на аккредитацию все фамилии, кроме двух, Академия танца Бориса Эйфмана, напротив, открыла свои двери для любителей и профессионалов, чтобы показать, чему научились дети за её стенами.

В Детском театре Академии 11 и 17 июня состоялись два концерта: первый, под названием «Летняя лаборатория современного танца», представил, как не трудно догадаться, Отделение современного танца, второй – отчётно-выпускной, и главными его героями стали первые выпускники Академии, правда, отчего-то не в полном составе.


Ученики и педагоги Академии танца Бориса Эйфмана,

фото Евгения Матвеева


«Летняя лаборатория» за двухнедельний срок собрала концерт, представивший учеников Академии (со второго по восьмой годы обучения) и их педагогов, чьи хореографические постановки смогли увидеть зрители – большая их часть, из-за пандемических ограничений, состояла из счастливых родителей.

Отделение современного танца Академии возглавляет Вадим Галустович Каспаров, за плечами танцевального деятеля солидный бэкграунд: отделение игровых видов спорта в Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (ныне Университет), общественная деятельность по линии институтского профкома, Школа современного танца «Каннон Данс» и Международный фестиваль Open Look. Ещё два члена талантливой семьи Каспаровых трудятся в Академии – жена Наталья (тоже спортсменка) преподает джаз-танец, дочь Валерия – педагог-репетитор и ассистент на том же Отделении современного танца.

Среди преподавателей современного танца Ксения Михеева – небезызвестный петербургский балетмейстер, лауреат Премии «Золотая Маска» 2021 года и отвечающий за международность творческого коллектива педагогов, венгерский танцовщик и хореограф Балаж Бараньяй, работавший в европейских компаниях сильнейших хореографов современного танца.

Первые четыре года обучения дети изучают джаз-танец, пятый и шестой годы овладевают модерном и последние два года (в Академии это II, III курсы) – контемпорари. Кроме того, дети за все время учёбы осваивают народно-сценический, историко-бытовой и бальный танцы. Основой, цементирующей фундамент любого рода танцевальных надстроек, является классический танец.

Концерт, составленный из различных хореографических номеров, адаптированных для детей разных возрастов и разной степени погружения в материал, должен был продемонстрировать, в том числе, и прогресс учащихся от первого класса (он же первый год обучения) до III курса (восьмой год обучения).


Номер «Продавцы новостей» в хореографии Валерии Каспаровой,

в исполнении учеников 2 (6) Б класса,

фото Евгения Матвеева


Незатейливые вариации джаз-танца для младшеклассников чередовались с вещами посложнее. Качественный контемпорари с множеством интересных связок и элементов, проученных и усвоенных воспитанниками, продемонстрировали номера «Волк у двери», «Падение», «Настоящее время несовершенный вид» в хореографии Ксении Михеевой, сочным хореографическим содержанием порадовала «Очарованная девушка» Балажа Бараньяй и исполнительница миниатюры выпускница Александра Ефимова. Эмоциональностью и разнообразием хореографического языка запомнился номер Voilà на одноименную песню участницы Евровидения француженки Барбары Прави в постановке совсем ещё юного Игоря Клинского, ученика I курса.

Программа максимум была выполнена, однако на этом откровения концерта не закончились. Очевидным стало то, что и так понятно профессионалам: джаз-танец и модерн с его продолжением контемпорари – две непересекающиеся прямые. Джаз-танец – это танец артистов мюзикла, которые если и станцуют контемпорари, то примерно так же, как классические танцовщики. Всем известна спортивная закономерность: лыжники редко становятся сноубордистами.


Номер «В предчувствии дождя» в хореографии Натальи Каспаровой,

в исполнении учениц 2 (6) А класса,

фото Евгения Матвеева


Нужно ли тратить четыре года на изучение того, что никак не пригодится для освоения техники модерна/контемпорари – большой вопрос. Возникло ощущение, что педагогам модерна банально не хватает академических часов, и здесь опять верховенствует классический танец.

Преобладала классика и в Концерте выпускников Академии, ей, вместе с характерным танцем, были отданы первое и последнее отделения, во втором поместились номера в квалификации «Современный танец», половина из них перекочевала из концерта Лаборатории.

Открылся Выпускной фрагментом одного из самых сложных балетов классического наследия – «Сильфидой» Левенскольда/Бурнонвиля. Ученица II курса Екатерина Варламова в образе Сильфиды продемонстрировала легкий прыжок и недюжинное хладнокровие перед заковыками датской хореографии почти двухсотлетней давности. Джеймс (Дмитрий Уксусников) с отвагой шотландского воина штурмовал заноски, словно ненавистный замок английского аристократа.

В одном из многочисленных вариантов па-де-де из балета Петипа «Привал кавалерии», на этот раз в редакции П.А. Гусева, блеснула выучкой и техническим оснащением первокурсница Елизавета Дегтярёва.

В знаменитой и во все времена актуальной миниатюре Л. В. Якобсона «Подхалим» яркие актерские способности продемонстрировал Марк Феофилов.

Третье действие, за исключением постоянного участника концертов любых хореографических Школ «Оживших фресок», названных здесь «Танцами оживших статуй» (ну что ж, кому фрески, а кому статуи) и Индусского танца из балета «Баядерка», было посвящено хореографическому творчеству художественного руководителя Академии Юрия Петровича Бурлаки. Из балета «Эсмеральда» многострадального Петипа в редакции Бурлаки было составлено два номера: Pas de six, где Эсмеральда (Анфиса Ощепкова) и Гренгуар (Даниил Потапцев) в главных ролях эпизода, и Pas de corbeilles, или, говоря простым языком, Танцы с корзинами в честь праздника близящейся помолвки Флёр де Лис (Юлиана Волкова) и Феба (Иван Матвеев), где начало вариации главной героини подозрительно напомнило вариацию Принцессы Авроры из первого акта «Спящей красавицы», правда аттитюд предусмотрительно заменен ранверсе. Но Петипа, вне всяких сомнений, мог автоцитировать себя сколько угодно.

Был показан один номер в хореографии Бориса Эйфмана, Монологом иудея из балета мэтра «Мой Иерусалим», достойно исполненным Михаилом Волковым, завершили второе отделение.


Номер Voilà в хореографии и исполнении Игоря Клинского (I курс),

фото Евгения Матвеева


Все разноплановые танцы исполнялись на уровне, понятно, что процесс идет. Все выпускники, по словам художественного руководителя, уже нашли своё место работы и в скором времени присоединятся к различным танцевальным труппам Санкт-Петербурга и Москвы. Известно что несколько человек идут работать в Театр Музыкальной комедии, есть заявки из Михайловского театра и Театра «Балет Москва», у небольшой части воспитанников новым местом работы станет Театр балета Бориса Эйфмана.

Ясно, что в основной массе выпускники идут работать в театры, где классический репертуар – основа. А куда податься начинающим артистам, преуспевшем в современном танце? Вопрос, на который никто не ответит, потому что все знают, что таких трупп в стране по пальцам пересчитать, некоторые без государственной поддержки, ещё часть на периферии. Не уверена, что кто-то из будущих артистов готов поехать за творчеством в Екатеринбург или Челябинск.

На сайте Академии сказано, что своей миссией школа видит «интеграцию традиций классического балетного искусства и концепции современной мировой хореографии для формирования универсального танцовщика XXI века».

Однако человеческое тело устроено посложнее, чем любые теоретические концепции. Классический танец – это тотальная несвобода, модерн – невозможен без свободы и даже хаоса. Задача искусственно созданного, но неизменно прекрасного классического танца – подчинить свободу стальной форме, заковать тело в блестящие латы академизма. Задача модерна, выросшего из свободного человеческого босоногого танца, переплавить все доспехи в собственное тело, максимально раскрепостив его.

Как свести две эти концепции в одном человеческом, а тем более детском, теле – ни один, ни другой Концерты мне не ответили.

Возможно, облегчит задачу разделение учащихся на два потока – классический (современный факультативно) и современный (классика факультативно). Но эти вопросы предоставлю решать специалистам.


Номер «Волк у двери» в хореографии Ксении Михеевой,

в исполнении Акима Бакаева и Игоря Клинского (I курс),

фото Евгения Матвеева


Номер «Очарованная девушка» в хореографии Балажа Бараньяй, в исполнении Александры Ефимовой (III курс),

фото Евгения Матвеева


Pas de six из балета «Эсмеральда» в редакции Юрия Бурлака,

Эсмеральда - Анфиса Ощепкова,

фото Евгения Матвеева


Pas de corbeilles из балета «Эсмеральда» в редакции Юрия Бурлака,

Флёр де Лис - Юлиана Волкова, Феб де Шатопер - Иван Матвеев,

фото Евгения Матвеева



778 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page